«Методичка»


(Методические материалы в помощь учителю по организации исследовательских экскурсий)


 
 
 

Базовые понятия



Экскурсия – одна из форм организации образования. В процессе подготовки и проведения экскурсий решаются воспитательные задачи. Наиболее эффективны в этом ключе комплексные экскурсии. Комплексная экскурсия – это такая экскурсия, которая предполагает:

  • формирование у детей комплекса отношений к природному и социокультурному окружению;
  • организацию целостного, нерасчлененного, восприятия мира младшими школьниками в его единстве;
  • интеграцию содержания ряда учебных предметов и дополнительного материала.


В рамках комплексных исследовательских экскурсий обучающиеся могут самостоятельно, либо с поддержкой учителя изучить ту или иную проблему в заданных условиях – в рамках природной или искусственной среды.




Среда – обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающую среду можно условно разделить на естественную (природную) и искусственную (созданную человеком). В данном контексте под средой мы будем понимать местность или пространство, которые имеют особенную внутреннюю структуру, объекты, нормы и ценности.

Среда всегда отлична от учебного пространства и не имеет собственно учебных функций, но при этом может быть использована в воспитательном процессе. Типичные примеры сред, используемых во внеурочной деятельности:

  • музейная среда (музеи, галереи, выставочные площадки);
  • природная среда (парки, заповедники);
  • производственная среда (предприятия, фирмы);
  • рекреационная среда (театры, кинотеатры, парки развлечений, игровые площадки);
  • спортивно-оздоровительная среда (стадионы, корты);
  • социально-ориентированная среда (медицинские учреждения, учреждения социально-бытового обслуживания);
  • административно-властная среда (органы местного и регионального управления, правоохранительные органы).





Идея занятия – мысль, которая лежит в основе организации внеурочного занятия. Идея тесно сопряжена с ценностями, которые проецирует как отдельный педагог и образовательное учреждение, так и система образования и общество в целом.




Ценности – установки, которые представляются наиболее значимыми для индивида, группы или общества в целом. Внутри среды также существуют собственные ценности. Согласно Концепции духовно-нравственного развития, базовыми ценностями являются:

  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество – мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.





Нормы – правила, установленные средой и ее обитателями, которые распространяются и на посетителей среды. Нормы среды не противоречат общечеловеческим ценностям, не искажают их и являются рациональным требованием, выполнение которого позволяет поддержать средовые ценности.




Медиатор (в современной социокультурной среде) – профессиональный сотрудник, целью которого является вызвать в посетителе интерес к выставке или объекту, а также к современному искусству в целом, но не через подготовленный заранее текст с информацией (которым, например, пользуется экскурсовод), а через свободный диалог, в котором медиатор скорее слушает, чем рассказывает сам.

 
 
 

Общие принципы



  1. Сохранение идеи, но не навязывание ее

    В основе каждого занятия лежит определенная идея, заложенная Вами, либо автором. Однако, как показывает практика, любой ребенок способен не только «раскусить», прочувствовать заложенную идею, но и осмыслить занятие по-своему, не так, как было запланировано. В этом нет беды: тематика занятия сохранит в сознании обучающихся поле возможных идей, а вынесение личного, прочувствованного опыта ценнее чужого. Идея – ваш ориентир, но не цель для ребенка.

  2. Соблюдение исследовательской структуры (подумали-предложили-проверили-обсудили-подумали-предложили снова)

    Соблюдение исследовательской структуры застрахует вас от возможного распада занятия (из-за чьей-то слабой дисциплины, погодных условий, обстоятельств и другого), сохранит ваш план и время группы обучающихся, а главное, создаст условия для обсуждения результатов. Добивайтесь от детей четкой фиксации их исследования в дневнике или маршрутном листе.

  3. Следование потребностям и возможностям возраста

    Многие педагоги сегодня осознают, что с учениками младших классов практически бесполезно говорить о гипотезе и возможных точках зрения, а старшие классы с трудом вовлекаются в довольно инфантильные театрализованные интерактивные программы (хотя и они ужасно относятся к таким словам, как «гипотеза»). Никто не знает ваших учеников лучше вас – определяйте им форму сами, но помните, что для каждого возраста есть лучшие варианты, которые позволят вам получить необходимый результат, а детям – получить удовольствие и пользу от занятия

  4. Жесткие, неварьируемые ценности

    Установленные в начале занятия правила основываются на определенных ценностях: например, техника безопасности основана на ценности здоровья и жизни всего коллектива, а также отдельных его членов. Если в ходе занятия ребенок нарушает дисциплину, взывайте его к сохранению той ценности, которая пострадала – не наказывайте и не ругайте из позиции «нужно было сделать так и только так, а ты сделал по-своему!» (тем более публично). Чем больше взрослых участвует в вашем занятии, тем лучше – так проекция ценностей, которые вами заложены, будет иметь большую поддержку и, соответственно, больший вес среди учеников (что особенно актуально для возраста 10-14 лет). Не стесняйтесь привлекать родителей, задействуйте сотрудников ваших социальных партнеров, особенно если они с радостью помогают – так вы получите поддержку и не устанете сильнее, чем нужно

  5. Поддержание условий и норм среды

    Каждое занятие предполагает моделирование новой среды – игровой, производственной, научной. Избегайте сохранять исключительно учебную среду во внеурочной деятельности: так будет скучно и детям, и вам. Используйте среду ваших партнеров, либо моделируйте ее самостоятельно (и привлекая помощников), например, в ролевых играх и играх погружения.

    Помните, что внутри среды существуют свои нормы, их необходимо соблюдать. Поощряйте и наказывайте ваших учеников исходя из норм новой среды, а не исключительно учебной деятельности – так вы сохраните необходимые условия для получения результата и сохраните свои нервы.

  6. Слушание прежде говорения

    Слушать детей бывает трудно и даже невыносимо – но очень нужно: раскрытие личности и ее рост невозможны без самовыражения, в том числе и вербального. Стремитесь ограничить собственные монологи тремя ситуациями: инструктаж и вводная (установка правил и подготовка к среде), организационные моменты в основной и рефлексирующей частях, а также слова ободрения и шутки по ходу дела. Так вы достигнете лучших результатов и вырастете в глазах детей как толковый, мудрый взрослый (и конечно, не так устанете).

  7. Стремление к научению самооценке

    На время занятий откажитесь от жесткой, безапеляционной оценки и анализирования поступков и слов ваших учеников – возьмите за правило подбадривать эмоционально. Самооценку отставьте на момент рефлексии, когда каждый сам выскажет, что думает (и даже здесь научитесь не продолжать мысль за ребенка, а задавать ему открытые, «толстые» вопросы).

  8. Личное принятие «правил игры»

    Включайтесь в среду, в которую вы попали вместе с детьми. Во-первых, вы в одной лодке: вы их лидер независимо от обстоятельств, и они (даже тайком) будут поглядывать на вашу реакцию, вы им нужны. Во-вторых и в-главных, среда – ваш инструмент, ваш друг и помощник. Разрушив ее, разрушите и само занятие, потерпите неудачу. Не стесняйтесь вовлекаться вместе с детьми, проживать с ними эти занятия и, конечно, дурачиться.


 
 
 

Карточка исследовательской экскурсии


 
 

Общий план


 
 
Возраст
 
6-10 лет
«Игра внутри среды»: обучающиеся этого возраста охотно играют, используя новые возможности и новые места. При планировании мероприятий для этого возраста стоит учитывать значительное количество игровых заданий и активностей.
10-14 лет
«Жизнь в среде»: для внеурочной деятельности и воспитания обучающихся данного возраста важным моментом является процесс освоения социальных норм. Новые пространства позволяют обучающимся 10-14 лет понять и принять те нормы, которые востребованы средой, понять логику тех или иных правил. При планировании мероприятий для этого возраста необходимо использовать формы с четким, но кратким набором правил.
15-18 лет
«Создание среды»: обучающиеся данного возраста уже имеют определенный социальный опыт и способны изучать пространство, делать выводы и создавать модели на основе изученного. При планировании мероприятий для данного возраста необходимо учитывать потребность старшеклассников в практической (личной или общественной) значимости их деятельности.
 
 
Ключевая идея
 
Идея занятия или серии занятий закладывается педагогом исходя из ряда условий:

  • потребности учебной и внеурочной деятельности, а также воспитательного процесса в конкретном ОУ, классе или группе обучающихся;
  • содержание урочной и внеурочной деятельности;
  • особенности взаимодействия родителей, обучающихся и педагогического коллектива ОУ;
  • инициатива педагога, обучающихся и/или родителей.


Подробнее об идее – в разделе «Базовые понятия»
 
 
Форма
 
Ведущей формой является исследовательская экскурсия (см. «Базовые понятия»), однако в качестве вспомогательных форм (для повышения мотивации, осознания значимости собственной деятельности, а также для длительных исследований в течение учебного периода) можно использовать и иные формы.
 
6-10 лет
Интерактивные формы:
  • интерактивные экскурсии;
  • театрализованные программы
10-14 лет
Интерактивные формы:
  • ролевые игры и игры погружения;
  • квесты
15-18 лет
Формы, связанные с социальными практиками:
  • пресс-туры;
  • стажировки старшеклассников в практической (личной или общественной) значимости их деятельности.
 
 
Роль учителя
 
6-10 лет
«Ведущий»
Классическая роль учителя в учебном пространстве:
  • определение целей и задач;
  • предоставление содержания в определенной форме;
  • проведение рефлексии.
10-14 лет
«Медиатор»
Роль медиатора в ходе исследовательских экскурсий:
  • обсуждение целей и задач;
  • подготовка к восприятию содержания в новой среде;
  • проведение рефлексии.
15-18 лет
«Организатор»
В данной роли учитель не занимается вопросами содержания исследовательских экскурсий вообще. Его функции:
  • создание условий для проведения исследования (курирование исследовательских дневников, подготовка организованного выхода с обучающимися)
  • организация рефлексии.
 
 
Социальные партнеры
 
 
6-10 лет
Площадки для самостоятельного посещения
  • природные парки;
  • площадки, которые не предоставляют интерактивные программы;
  • площадки со свободным посещением.
10-14 лет
Площадки для медиации
  • площадки с экскурсионными программами;
  • природные парки;
  • площадки со свободным посещением;
  • производственные площадки.
15-18 лет
Площадки организованного посещения
  • площадки с интерактивными программами;
  • мастер-классы;
  • лектории;
  • производственные площадки.
 
 
Планируемые результаты
 
Определяются в зависимости от ряда факторов:
  • идея исследовательской экскурсии;
  • планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты согласно ФГОС;
  • инициатива учителя.


 
 

Сценарий проведения


 
 
Организационный момент
 
Деятельность ведущего

  • Подготовка организованного выхода с классом;
  • Печать материалов (дневники, маршрутные листы)
  • Определение подготовительного задания для обучающихся
Деятельность участников

  • Выполнение подготовительного задания
 
 
Мотивация. Введение
 
Деятельность ведущего

Вводный этап основывается на каком-либо одном-двух ключевых понятиях, которые уже знакомы обучающимся;
  • Обозначение проблемного поля различными средствами и с учетом возраста
  • Пояснение исследовательских условий (время и место, методы, источники информации)


Способы подкрепления мотивации:

Для возраста 6-10
  • новые ролевые условия (класс – группа исследователей (журналистов, аналитиков, тур.операторов), которым необходимо решить практическую задачу)


Для возраста 11-14
  • требование дать однозначный ответ (состязательность в качестве мотивации);
  • возможность проведения самостоятельного исследования в рамках индивидуального проекта;
  • новые ролевые условия;


Для возраста 15-18
  • необходимость сформулировать четкие позиции для проведения социальных практик для начальной или основной школы (школьные дебаты, спектакль, неделя науки и др.);
  • возможность проведения самостоятельного исследования в рамках индивидуального проекта.
Деятельность участников

  • составление / заполнение карты исследовательских вопросов
  • выдвижение гипотезы / выбор наиболее актуального вопроса и предварительный ответ на него
 
 
Основная часть
 
Деятельность ведущего

  • создание / привлечение среды
Деятельность участников

  • конкретные исследовательские операции (в соответствии с идеей, средой, содержанием)
  • ведение дневника
 
 
Обратная связь
 
Деятельность ведущего

  • окончательный выбор в пользу определенной гипотезы (предпочтительного ответа на вопрос)
  • получение ответа (если он есть)
  • рефлексия
Деятельность участников

  • выдвижение собственного ответа на основе гипотезы и проведенных исследований
  • рефлексия
 
 

Конструктор


 
 
Литература. Творчество П.П. Бажова
 
Аспект Реализация
Тема Литература. Творчество П.П. Бажова
Тематическая линия — Мифы Урала: созданные Бажовым и заимствованные им;
— человек труда у Бажова;
— ценности уральского человека;
— уральская природа (геология, животный и растительный мир) в творчестве Бажова;
— память о Бажове на Урале.
Идея — Бажов - уральский бренд, который нужно поддерживать.
— Бажов создал свой, особый образ уральца, который помогал обществу (например, в годы ВОВ.)
— Автор-писатель способен не только использовать какую-либо культурную среду, но с помощью собственных ценностей создавать новую.
Социальные партнеры — Объединенный музей писателей Урала: музей П.П. Бажова
— Объединенный музей писателей Урала: Музей П.П. Бажова в Сысерти
— Природный парк «Бажовские места»
— Уральский геологический музей Горного университета
Сопряжение с курсом — Литература (в т.ч. родная литература)
— Природоведение (в т.ч. география)
— Обществознание
— Профессиональное самоопределение
 
 
ОРК: многоконфессиональный Урал
 
Аспект Реализация
Тема ОРК: многоконфессиональный Урал
Тематическая линия — Народы Урала: история заселения и освоения Уральских гор переселенцами;
— старообрядчество как значимый фактор складывания уральского характера и уральской экономики;
— проблемы совместного проживания разных народов и конфессий на Урале;
— вклад многоконфессионального Среднего Урала в собственную и отечественную культуру.
Идея — Урал – контактная зона, где всегда сосуществовали и искали пути сотрудничества разные группы;
— Урал – свободная зона, где всегда можно было высказываться;
— уральцы различных народностей и конфессий создали неповторимую, самобытную культуру, которая повлияла на культуру России в целом;
Социальные партнеры — Музей «Невьянская икона»
— Невьянский музей
— Храм в с. Быньги
Сопряжение с курсом — ОРК и СЭ, ОДНК
— Изобразительное искусство (в т.ч. МХК)
— История
— Обществознание
 
 
Современный Екатеринбург
 
Аспект Реализация
Тема Современный Екатеринбург
Тематическая линия — архитектура Екатеринбурга;
— памятные места города;
— современные искусства в Екатеринбурге: стрит-арт, театр, индустриальное искусство;
— сочетание богатой истории и ориентации на развитие;
— городские легенды Екатеринбурга
Идея — Екатеринбург стал туристически привлекательным городом;
— Екатеринбург – отличный транспортный узел, отсюда можно попасть в любую точку Урала;
— Екатеринбург – город молодых и амбициозных творцов местной среды;
— любой горожанин способен менять, улучшать, модернизировать городскую среду
Социальные партнеры — ГЦСИ (и его проекты)
— Проект «Белая башня»
— Музей истории Екатеринбурга
Сопряжение с курсом — География
— История
— Обществознание
 
 
Урал промышленный
 
Аспект Реализация
Тема Урал промышленный
Тематическая линия — старые и новые заводы Урала;
  • рабочие профессии на Урале;
  • промышленные центры Урала – старые и новые;
  • продукция уральских заводов.
Идея — Урал – «опорный край державы» не на словах, а на деле;
— Урал всегда шел в ногу с мировым производством;
— производственные профессии – это интересно, значимо и прибыльно;
— производственные объекты являются туристически привлекательными.
Социальные партнеры — Музей истории Екатеринбурга
— Режевской исторический музей
Сопряжение с курсом — История
— География
— Обществознание
— Экономика
— Физика
 
 
Человек и природа на Урале
 
Аспект Реализация
Тема Человек и природа на Урале
Тематическая линия — Природные материалы, используемые человеком;
— приспособление древних людей к природным условиям Урала, история освоения Уральских гор;
— древние производства и их связь с природными богатствами Урала;
— влияние природы на уральский характер.
Идея — Урал издревле был значимой производственной базой;
— на Урале множество интересных археологических памятников, которые имеют туристический потенциал;
— природа напрямую влияет на уральский характер.
Социальные партнеры — Свердловский областной краеведческий музей
— Палеопарк «Археос»
Сопряжение с курсом — География (в т.ч. природоведение)
— История
— Обществознание
— Физика
— Изобразительное искусство (в т.ч. МХК)
 
 
Пример карточки исследовательской экскурсии

Творчество П.П. Бажова: источники вдохновения писателя




 
Возраст
 
6-10 лет 11-14 лет 15 – 18 лет
 
 
Ключевая идея

Творчество Бажова – уникальное явление в истории отечественной и мировой литературы. Сказы, основанные на отдельных легендах, бытовавших в среде рабочих-горщиков, а также на биографиях наиболее известных мастеров (таких, как Данила Зверев), были творчески переработаны П.П. Бажовым.

По сути, автор создал новую мифологию, которая опиралась на уникальные особенности местной природы, богатство уральских минералов, а главное – на особенности характера уральских рабочих, их ценности и менталитет.

Персонажи сказов Бажова стали важным инструментом поднятия боевого духа, гордости тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны и, конечно, неотъемлемой частью современных представлений туристов о Среднем Урале.

 
 
Цель

Сформировать представления обучающихся о связи творчества П.П. Бажова с прошлым и настоящим Урала.

 
 
Форма

Экскурсия-исследование

 
 
Социальные партнеры

  • Объединенный музей писателей Урала: музей П.П. Бажова
  • Объединенный музей писателей Урала: Музей П.П. Бажова в Сысерти
  • Природный парк «Бажовские места»
  • Уральский геологический музей Горного университета


 
 
Маршрут исследования
 
Среда Возраст Форма
Мемориальный дом-музей П.П. Бажова
И дом-музей П.П. Бажова в Сысерти
ompural.ru
6-10 лет
11-14 лет
15-18 лет
Экскурсионная программа
Уральский геологический музей Горного университета
ugm.ursmu.ru
11-14 лет
15-18 лет
Экскурсионная программа
Природный парк «Бажовские места»
бм-парк.рф
6-10 лет
11-14 лет
15-18 лет
Экскурсионная программа
 
 

Примерный план содержательной линии



 
 
Предварительная подготовка

  • Определение списка сказов П.П. Бажова для чтения;
  • Определение маршрута исследования;
  • Подготовка организованного выхода с классом;


Печать материалов для проведения исследования:
  • исследовательские дневники
  • маршрутные листы

 
 
Мотивация. Вводный этап

«Как вы думаете, что такое сказы?

Действительно, это слово близко к слову «сказка», но при этом сказ не является сказкой.
Сказ – вид литературно-художественного повествования, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи вообще.

Характерная черта сказа — наличие рассказчика, не совпадающего с автором, стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой.
Это чем-то похоже на городские легенды.
Кто-то из вас слышал о городских легендах?

Сказы можно считать своеобразными легендами, которые были в среде уральских рабочих.

Исследователи творчества задаются вопросом, откуда Бажов брал свои сюжеты. Сегодня мы с вами тоже попробуем в этом разобраться и найти источники вдохновения уральского писателя.

Перед вами – дневник исследования. Давайте подумаем, откуда мог Павел Петрович Бажов взять свои сюжеты? Заполните схему «Источники сюжетов сказов», выбрав из предложенных вариантов, либо вписав собственные.

Давайте обсудим. Какие источники вы выбрали? Почему?

Спасибо вам за работу! Возьмите маркер и выделите тот источник, который, на ваш взгляд, выбрал в свое время Бажов. Это ваша рабочая гипотеза, или предположение, которое вы попробуете подтвердить или опровергнуть.

Обратите внимание: в дневнике есть страница-памятка – как работать с гипотезой. Внимательно прочитайте памятку.

А теперь, мы отправляемся в путешествие!»

 
 
Основной этап

Перед началом экскурсии обратить внимание школьников на дневник исследователя: каждый фиксирует нужные для себя, своего исследования подробности экскурсии. После экскурсии нужно дать время для того, чтобы школьники заполнили свои дневники.




1. Экскурсия в музей Бажова в Сысерти

«Павел Петрович Бажов часто переезжал. Известно, что его детство прошло в Сысерти, и сейчас мы отправляемся в дом семьи Бажова в г. Сысерть.

На этой площадке отрабатываются следующие возможные варианты:

Источники сюжетов сказов – это
  • детские воспоминания писателя
  • жизнь уральцев в XIX в.


Итак, мы увидели, как проходило детство будущего писателя. Как вы думаете, что из этого периода жизни взял Бажов в свои сказы?




2. Экскурсия в природный парк «Бажовские места»

В детстве Павел Петрович много гулял в окрестностях Сысерти. Мы берем дневники и отправляемся в природный парк «Бажовские места».

На этой площадке отрабатываются следующие возможные варианты:

Источники сюжетов сказов – это
  • детские воспоминания писателя
  • природа Урала


Мы побывали с вами у двух источников вдохновения писателя – в его доме его детства, а также в местах детства Бажова. Сейчас мы возвращаемся к третьему источнику – дому Бажова, который он строил для своей семьи в течение нескольких лет. Этот дом располагается в Екатеринбурге.




3. Экскурсия в дом П.П. Бажова в Екатеринбурге
На этой площадке отрабатываются следующие возможные варианты:

Источники сюжетов сказов – это
  • Факты биографии писателя
  • Семейная жизнь П.П. Бажова






4. Экскурсия в Уральский геологический музей

Существует мнение, согласно которому образы «Малахитовой шкатулки» были навеяны Бажову особенностями уральских минералов и вообще геологией Уральских гор. Давайте проверим и эту точку зрения.

На этой площадке отрабатываются следующие возможные варианты:

Источники сюжетов сказов – это
  • Минералы Уральских гор
  • Горная промышленность Урала.



 
 
Обратная связь

Итак, мы с вами рассмотрели биографию П.П. Бажова и готовы ответить на главный вопрос – откуда же писатель черпал вдохновение?

В ходе обсуждения приветствуются развернутые ответы.


 
 
Организационные материалы

Мемориальный дом-музей П.П. Бажова

г. Екатеринбург, ул. Чапаева, 11 Телефон: (343) 257-06-92, Email: muzeybazhova@yandex.ru
Время работы: Вторник - суббота: 10.00-19.00, Воскресенье: 10.00 - 18.00
Понедельник - выходной. Санитарный день: последний четверг месяца.


Музей расположен в доме, который построил для своей семьи легендарный уральский писатель Павел Петрович Бажов – автор знаменитого сборника уральских сказов «Малахитовая шкатулка».
Дом на ул. Архиерейской (современная ул. Чапаева) писатель начал строить в 1911 г. после женитьбы на Валентине Александровне Иваницкой. В 1914 г. семья Бажовых переехала в новый одноэтажный четырехкомнатный дом и жила в нем (с небольшими перерывами в период Гражданской войны) до 1968 г.

В 1969 г. через 19 лет после смерти П.П. Бажова в его доме был открыта для посетителей мемориальная экспозиция.

Дом-музей П.П. Бажова является памятником культуры федерального значения.
Современная экспозиция музея, созданная в 1968 г. авторским коллективом (зав. музеем А. И. Рязанова, гл. хранитель Степанова И.И., вдова писателя В.А. Бажова) следует принципу мемориальности. Практически вся обстановка сохранена именно такой, какая она была при жизни писателя: рабочий кабинет он же спальня супругов Бажовых, столовая и одновременно семейная гостиная, коридор с конторкой, за которой П.П. Бажов писал сказы. В этих комнатах с 1968 г. экспозиция коренным образом не менялась. В конце 1980-х гг. под руководством зав. музеем Н.П. Тарасовой в южной комнате была воссоздана обстановка комнаты младшей дочери Бажовых Ариадны – теперь это детская.

В 2013 г. под руководством зав. музеем Г.А. Григорьева северная комната была переоборудована для проведения временных выставок и встречи гостей музея.

Особым объектом показа и полноправным участником экспозиции музея П.П.Бажова является его мемориальный сад с надворными постройками. Здесь растут березы, липы, рябина, черемуха, вишня, яблони – всё это было посажено семьей Бажовых.

Сохранились любимые писателем скамейки под рябиной и столик под липой. Первая концепция по мемориализации сада была разработана в 1980 г. зав. музеем Л. А.Чесновой: тогда был восстановлен огород. С тех пор сотрудники музея ведут работу по сохранению мемориального сада Бажовых, а с 2013 г. под руководством к.б.н. О.А.Киселевой создается клумба-рокарий из местных уральских растений.




Дом-музей П. П. Бажова, г.Сысерть

Адрес: г. Сысерть, ул.Володарского, 16, Телефон: (34374) 6-16-18 8 (903) 083-24-81
Время работы: с 10-00 до 18-00 (кроме воскресенья)
Санитарный день: первая пятница месяца


Музей расположен на родине Павла Петровича Бажова в бывшем рабочем поселке Сысерть. Музей представляет собой типичный дом-усадьбу заводского рабочего Урала.

Именно в таком мире прошло детство будущего писателя. В 1870 г. родители Бажова купили городскую усадьбу с многочисленными надводными постройками. В нее входили дом на 6 окон вдоль улицы, баня, конюшня, амбары, завозня, флигель. В 1897 в результате пожара был утрачен дом, и семья поселилась во флигеле, который на Урале называли характерным словом «малуха». В 1906 г. Бажов перевез пожилую мать к себе в Екатеринбург, а усадьбу продал. До 1980 г. она находилась в частном владении. Для посетителей музей был открыт в 1982 г.

Дом-музей П.П. Бажова в Сысерти является памятником культуры регионального значения.

Экспозиция музея, созданная в 1982 г. под руководством зав. музеем Л.А. Чесновой, посвящена быту жителей Сысерти конца XIX – начала XX в. Помимо собственно дома, воссозданы аутентичные надворные постройки, службы, огород. Центром усадьбы является флигель «малуха», состоящий из горницы, кухни, чулана и сеней. К дворовым постройкам примыкает огород, также являющийся частью экспозиции.




Уральский геологический музей Горного университета

г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 39, Телефон: (343) 257-31-09 E-Mail: ugm1937@mail.ru
Время работы: Среда-воскресенье, с 11-00 до 17-30
Выходные дни: Понедельник, вторник.
Санитарный день - в последний четверг каждого месяца


Уральский геологический музей Горного университета это: 4 этажа, свыше 1000 м2 экспозиций, более 40 000 экспонатов, самый «маленький» экспонат - кристалл «Малютка», весом 784 кг., отделы:
  • минералогический,
  • полезных ископаемых
  • и палеонтологический (от бивней мамонта, до спирального челюстного аппарата предков акул).





Природный парк «Бажовские места»

Адрес: г. Сысерть, ул. Тимирязева 68-А. Телефон (факс): (34374) 7-48-70 e-mail: bajovskiemesta@mail.ru
Заказ экскурсий и уроков экологического просвещения: +7(932)6173788
Часы работы администрации: Пн-Пт: с 9-00 - до 17.30. Сб -Вс: выходной.
Посещение парка: круглосуточно и круглогодично.


Природный парк "Бажовские места" является особо охраняемой территорией областного значения. Одна из главных задач деятельности парка - это сохранение природных комплексов и развитие экологического и познавательного туризма.

Парк создан в соответствии с указом Губернатора Свердловской области от 22 марта 2007 года №193-УГ "О создании государственного учреждения Свердловской области "Природный парк "Бажовские места", постановлением Правительства Свердловской области от 02.04.2007 г. №275 -ПП "Об организации особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Бажовские места".

Природный парк "Бажовские места" назван так в честь знаменитого уральского писателя Павла Петровича Бажова. Поскольку прошлое, настоящее и будущее Сысертского района связано с именем этого человека, любившего беззаветно свою родину, ее природу.

Родина Бажова и родина самых поэтичных сказов – это весь Сысертский горный округ. Родители писателя жили в Сысерти, в Полевском и в Верхней Сысерти. Уже в детские годы писателю довелось много путешествовать по родному краю. Позднее, в юности и в зрелом возрасте. Он много раз бывал в этих местах, шел по знакомым с детства тропам, записывал народные предания, использовал путевые впечатления в своем творчестве.

Образ родной ему Сысерти, Урала запечатлен во многих сказах, очерках и повестях. Картины уральской природы в сказах Бажова - то таинственно суровые, то одухотворенно прекрасные - сменяют одна другую.
 
 
Методические материалы

Часть 1. Павел Петрович Бажов. Биография

Родился 15 (27) января 1879 года в семье рабочего пудлингово-сварочного цеха Сысертского завода Петра Бажева (изначальная фамилия). В детстве жил в поселках Сысерть и Полевской завод. Учился в сысертском земском мужском училище «заводской школе» с 1886 – 1889 год. Благодаря директору Александру Осиповичу Машукову в числе лучших учеников окончил школу.

Отец писателя, горный мастер Петр Васильевич уживался долго на одном месте. Его непокорный характер и острый язык не выносило начальство. Поэтому детские годы П.Бажова проходят в постоянных переездах с одного завода на другой.

Благодаря этим переездам Бажов имел возможность познакомиться с жизнью всего обширного Сысертского округа, с бытом горнозаводского населения.

В одно из таких кочевий приехали Бажовы на старый Полевской завод. Маленький Павел, — ему еще не было и одиннадцати лет, — уже много в своей семье наслышался о тамошних местах. Загадочными и таинственными представлялись ему Азов-гора с ее легендами и каменной девкой, сторожащей клады, Думная гора, где, по преданию, сидел и думал свою думу Пугачёв. А больше всего его влекла страшная Медная гора, о которой бабушка неизменно говорила: «Самое это проклятущее место. Сколько народичку оно съело! Сколько народичку!»

Однако Медная гора обманула все ожидания мальчугана. «Подъезжая к Полевскому заводу, я, — вспоминает писатель, — первым делом искал глазами эту Медную гору, которую так ясно представлял. Кругом завода было много обычных для Урала покрытых хвойным лесом гор, но Медной горы не было.

На мой вопрос возчик указал пальцем направление и сказал: «Не видно ее из-за домов-то». От такого пояснения моя гора, конечно, много потеряла: «Какая это гора, коли из-за домов ее не видно! Так, видно, горочка какая-нибудь!»

Когда же через несколько дней увидел Гумёшки вблизи, то чуть не расплакался от обиды.
Никакой горы тут вовсе не оказалось.
Было поле самого унылого вида.
На нем даже трава росла только редкими кустиками.
На поле какие-то полуобвалившиеся загородки из жердей да остатки тяговых барабанов над обвалившимися шахтами».

Впервые в Екатеринбург П.П. Бажов приехал из Сысерти в 1889 г. Отец отдал его в духовное училище, то же самое, в котором учился и Д.Н. Мамин-Сибиряк. В этом училище Павел Петрович пробыл четыре года.

Уже после окончания Пермской духовной семинарии молодой Бажов несколько лет работал в Екатеринбурге преподавателем русского языка подготовительного отделения духовного училища, а с 1907 по 1914 г. преподавал русский язык в Екатеринбургском епархиальном училище, которое размещалось в новом здании на Щепной площади (ныне здание учебного корпуса Свердловского горного института по Университетскому переулку, 9).

В автобиографической повести «Дальнее - близкое» писатель вспоминал о том, как «при спуске с горы заметил один старый, вросший в землю дом с сизыми стеклами, на том месте, где теперь живу...». Впоследствии Павел Петрович узнал, что это была «работная изба» в то еще время, когда эта часть города называлась Заимкой и представляла пригород с салотопенными, мыловаренными заводами и бойней.

В 1906 г., девятнадцать лет спустя, на этом участке уже не было примеченной мальчиком работной избы. На усадьбе, окнами на Болотную (ныне улица Большакова) стоял маленький, низко осевший над землей домик. В нем и поселился преподаватель русского языка и литературы П.П. Бажов с матерью Августой Степановной.

В 1911 г., когда Павел Петрович женился на Валентине Александровне Иваницкой, был куплен за недорогую цену новый свежий сруб и началось строительство дома, спланированного самим П.П. Бажовым. В нем он и жил с перерывами до самой своей смерти в 1950 г.

В этом доме родились знаменитые бажовские сказы. «Письменный стол отцу,- вспоминает его дочь А. П. Бажова-Гайдар,- ...заменяла конторка, сделанная еще для деда Петра Васильевича сысертским мастером. Была она неказиста, но вместительна, не занимала много места, покрыта черной клеенкой... Письменный прибор заменял пузырек с чернилами, плотно закрывающийся пробкой, чтобы не выдохлись.

Все сказы, вошедшие в первое издание «Малахитовой шкатулки», написаны за этой конторкой тонкой легкой ручкой из тростника, которую отец смастерил сам, привязав к ней перо ниточкой...

Наш старенький деревянный дом был всегда полон людьми. Отец днем работать не мог. Многочисленные обязанности, большая семья, отсутствие изолированного кабинета, бесконечный поток людей в доме - журналисты, писатели, приезжие из Сысерти, Полевского, Северского заводов, бывшие соученики и ученики, его друзья, друзья детей, родственники, в общем - «дом на углу»...

Работал он ночами. Иногда настольная лампа горела до рассвета, и, не смолкая, стучала машинка, иногда раздавались только тихие его шаги...»

До 1917 года был членом партии эсеров. Начиная с февральской революции помогал партии большевиков. В 1918 году вступил в РКП(б).

В Гражданскую войну, в конце апреля — начале мая 1918 года, прибыл в Семипалатинскую губернию, а в июне 1918 года — в город Усть-Каменогорск. Организовывал подполье, разрабатывал тактику сопротивления в случае падения советской власти в области и уезде.

После переворота в Усть-Каменогорске, устроенного 10 июня 1918 года подпольной организацией «Щит и престол» при поддержке казаков, затаился до конца года в своей страховой конторе, временно прекратив деятельность.

Летом и осенью 1918 года пытался наладить оперативную связь с оставшимися большевиками, но лишь в январе 1919 года, после получения информации о плачевном положении зыряновских подпольщиков, возобновил свою деятельность по координации подполья.

Отношение к подготовке восстания в Усть-Каменогорской тюрьме (30 июня 1919 года) у П. Бажова было двояким, так как он сомневался в связи между партизанскими соединениями «Красных горных орлов» в составе Народной повстанческой армии Алтая, работая по заданию красной Москвы. После проведения схода командиров краснопартизанских отрядов в ноябре 1919 года в селе Васильевка объединил их в одну силу.

После установления советской власти в Усть-Каменогорске (15 декабря 1919 года) и вступления в город повстанческой крестьянской армии М. Козыря и рот из объединённого отряда «Красных горных орлов», П. Бажов, выйдя из подполья, стал организовывать новый Совдеп.

Какое-то время сохранялось двоевластие: в Народном доме заседал новый Усть-Каменогорский совдеп, а в бывшем управлении 3-го отдела Сибирского казачьего войска был штаб армии Козыря. Бажов передал информацию в Семипалатинск.

Во второй половине января 1920 года в Усть-Каменогорск прислали три полка регулярных сил Красной Армии. Козыревская армия рассеялась фактически без боя, сам он бежал. Именно Бажов, действовавший тогда под псевдонимом Бахеев (Бахмехьев), организовал подавление подготовки восстания во главе с Козырем.

Во вновь образованном Ревкоме занял пост заведующего управлением народного образования, заведовал также профсоюзным бюро. Попутно стал редактором, а по существу организатором, выпускающим и метранпажем местной газеты. Одновременно ему было вменено в обязанность «сохранить общее наблюдение за работой отдела народного образования».

Он создал учительские курсы, организовал школы по ликвидации неграмотности, принял участие в восстановлении Риддерского рудника. В июле 1920 года в казахские волости были посланы 87 учителей, подготовленных с его участием. 10 августа 1920 года под руководством Бажова и Н. Г. Калашникова в городе прошёл Первый уездный съезд Советов. Осенью 1920 года возглавил продотряд на должности особоуполномоченного уездного продовольственного комитета по продразвёрстке. Осенью 1921 года перебрался в Семипалатинск, где возглавил губернское бюро профсоюзов.

В конце 1921 года вследствие тяжёлого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома возвратился на Урал, в Камышлов (основная причина была в доносах в Губернском ЧК Семипалатинска на его бездействие в период власти Колчака), где продолжил журналистскую и литературную деятельность, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. Первая книга очерков «Уральские были» вышла в 1924 году. В 1923—1931 работал в областной «Крестьянской газете».

В 1933 году по доносу М. С. Кашеварова был обвинён в присвоении партийного стажа с 1917 года, исключён из партии. Через несколько месяцев после ходатайства был восстановлен в партии с началом стажа в 1918 году, за «приписывание» стажа ему был объявлен строгий выговор.

После этого П. Бажову поручили написать книгу о строительстве Краснокамского бумажного комбината. Но по мере написания главные герои исчезали в горниле репрессий, и публиковать её не решились.

Звание писателя П. П. Бажов ставил очень высоко и, вероятно, никогда не мог подумать, что станет самым известным уральским писателем. Толчком, выведшим его на путь литературного творчества, стала подготовка в Свердловском издательстве сборника «Дореволюционный фольклор на Урале».

У составителей не оказалось рабочего фольклора, и Павел Петрович принес в редакцию в качестве образца свой сказ «Дорогое имячко». На самом деле, его первый сказ был литературным авторским произведением, за которым последовали другие.

Фольклорный сборник собирался долго, и у П. П. Бажова появилась возможность опубликовать свои первые сказы в 1936 г. в «Литературном альманахе» (Свердловск), ж. «Красная новь» (Москва), сб. «Урал медный» (Свердловск), а в декабре этого года и в книге «Дореволюционный фольклор на Урале» (4 сказа).

В 1937 г. в судьбе автора произошел непредвиденный поворот, который мог стать причиной прекращения работы над сказами. В январе П. П. Бажов был исключен из партии и снят с работы. Его обвинили в написании контрреволюционной, прославляющей врагов народа книги «Формирование на ходу. К истории Камышловского 254-го 29 дивизии полка».

Для него наступило время вынужденного бездействия. Но от работы над сказами Павел Петрович не отказался. «Выдалась такая невеселая полоса в моей жизни, когда я оказался не у дел, - вспоминал он в разговоре с В. Стариковым. - И признаюсь вам, начал я сказы писать как бы для того, чтобы боль свою потушить. Я, признаться, и не надеялся, что их опубликуют. Думал, может, пойдут они в народе вроде побасенок, а кто их сочинил, важно ли».

В тяжелый 1937 год, когда многие знакомые опасались с ним даже здороваться, сказы его публиковались, правда, анонимно: под общим заголовком «Сказки Хмелинина», под подписью «Записано П. Б.».

Через год П. П. Бажова восстановили в партии. Вышло, что 1937 и 1938 годы стали временем интенсивной писательской работы и творческого подъема. За три года было написано 14 сказов. Хвалебная статья критика В. Перцова в «Литературной газете» (май 1938 г.), возможно, подтолкнула издательство Свердловска к подготовке сборника сказов под общим названием «Малахитовая шкатулка». В 1938 г. сказы печатались в газете «Уральский рабочий» и «Звезда» (Пермь).

Обе газеты сообщали о скором выходе книги «старого уральского журналиста». Таким образом, сказы П. П. Бажова были известны читателям еще до выхода сборника «Малахитовая шкатулка», и книгу ждали.
 
 
Часть 2. История создания «Малахитовой шкатулки»
 
В 1931 году в Москве и Ленинграде прошла серия дискуссий на тему «Значение фольклора и фольклористики в реконструктивный период», по итогам которых была поставлена задача изучения «современного рабочего и колхозно‐пролетарского фольклора».

В середине 1930-х годов в Свердловском книжном издательстве было решено выпустить сборник «Дореволюционный фольклор на Урале». Сбор материала поручили историку В. П. Бирюкову, который должен был сдать сборник в декабре 1935 года. Однако В. П. Бирюков заявил, что «нигде не может найти рабочего фольклора».

Редактор сборника Е. М. Блинова «через четыре месяца общения с П. П. Бажовым, в июне 1935 года, резко изменила направление работы и стала нацеливать В. П. Бирюкова на собирание рабочего фольклора». Ставший после Е. М. Блиновой редактором сборника П. П. Бажов написал для него сказы «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка» и «Про Великого Полоза», объявив их фольклорными записями сказов В. А. Хмелинина, которые П. П. Бажов слышал в 1892—1895 годах.

Бажов предложил составителю сборника включить в него «рабочий фольклор» — истории, которые он слышал от горняцкого сказителя Василия Хмелинина. В качестве образца писатель показал сказ «Золотое имечко». Но прежде чем вышел в свет сборник, с рукописью ознакомился сотрудник «Детгиза» Владимир Лебедев. Благодаря ему несколько сказов были напечатаны в журнале «Красная новь» (1936, № 11).

Из-за драматических событий в жизни Бажова (в 1937-м он был исключён из партии, в 1938-м восстановлен) сказы, которые публиковались в разных изданиях, выходили либо под инициалами «П. Б.», либо под псевдонимом «П. Брагин». Практически везде имелась пометка «Из сказов Хмелинина».

В прижизненных изданиях Бажова сказы выходили под разными названиями: «горные сказки», «рассказы», «сказы». Первоначально автором сказов Бажов называл Хмелинина, но затем убрал его имя из всех черновых записей

Позже Бажов вспоминал, что после выхода первых сказов готовилась разгромная статья, в которой ему вменялась в вину «фальсификация фольклора». Писателя спас Демьян Бедный, указавший «на книгу Семёнова-Тян-Шанского, где дано довольно обширное примечание о горах Азова, которые, дескать, Бажов мог слышать».

Хотя в книге содержится лишь короткое упоминание о горе, существовании легенд, связанных с ней, и связь их с золотым прииском, бывшим одно время в низовьях горы. Сам Демьян Бедный принял сказы за фольклор, но впоследствии оказалось, что они придуманы

Бажовым. Сказы, выходившие в свет с 1936 по 1945 год, были переведены на десятки языков мира.

Первая «Малахитовая шкатулка» была подарена автору в день его юбилея. Вот как пишет об этом младшая дочь писателя Ариадна:28 января 1939 г., в день 60-летия отца, его друзья - журналисты, писатели и издатели преподнесли ему драгоценный подарок - первый экземпляр издания «Малахитовой шкатулки», ещё пахнувший типографской краской».

Вариантов изданий «Малахитовой шкатулки» в 1939 г. было несколько. В январе - пробные экземпляры. Первый был сделан для автора-юбиляра и преподнесен работниками ОГИЗа.

Второй вариант - подарочный - был отправлен на международную выставку в Нью-Йорке «Мир завтрашнего дня». В оформлении этой книги участвовали мастера гранильной фабрики. В кожаный переплет была вмонтирована малахитовая пластинка, на которой крепилась серебряная ящерка, украшенная рубинами и хризолитами.

Таких книг было две или более, и, вероятно, одна из них была отослана в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. В Свердловск книги не вернулись, и судить о них можно только по сохранившимся описаниям.

Третий вариант «специального» оформления представляет из себя книгу с переплетом из светлой кожи, с золотым тиснением и барельефом. Н. В. Кузнецова считала, что именно этот вариант книги сказов был отправлен на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

В фондах ОМПУ хранится «Малахитовая шкатулка» с автографом П. П. Бажова.

«Неизменному другу и помощнику, милой моей жене, первому читателю, критику и советчику Валентине Александровне Бажовой с уважением, любовью и благодарностью».3 VII/39.

Массовый тираж «Малахитовой шкатулки» появился осенью 1939 г. Эта первая книга с дедушкой Слышко на обложке всегда оставалась для Павла Петровича самой дорогой.

В 1940 г. в Свердловске еще можно было купить «Малахитовую шкатулку». А в Москве, по воспоминаниям Е. Пермяка, её дарили как редкий отечественный сувенир именитым зарубежным гостям и дипломатам.

Павел Петрович продолжал писать новые сказы и «складывал» их в «Малахитовую шкатулку». Он стал автором одной книги, которую можно было писать без конца. Популярность его росла и была проверена тяжелыми годами войны. В это время в сборник уральских сказов вошел цикл «Сказы о немцах».

Журналист Н. Олесов вспоминал, как радовался П. П. Бажов выходу книги «Сказы о немцах», изданной в 1944 г. в Москве «Правдой» на серой газетной бумаге, совсем без иллюстраций. Глядя на неё, он вспоминал о книжках-копейках, которые читал в детстве и к которым сохранил свою любовь. Бережно держа её в руках, писатель заявил: «Эта книжка для народа».

Потом выходили новые «Малахитовые шкатулки». Их было много, богатых и скромных, цветных и черно-белых. Сейчас «Малахитовая шкатулка» переведена на 64 языка народов мира. Эта книга, прославившая Урал, одна из самых издаваемых по сей день.

Книгу «Малахитовая шкатулка» знали еще до Великой Отечественной войны, но именно в военные годы знание это стало полным.

Тогда писатель получал много писем от фронтовиков с просьбой прислать им книгу. Вот как писал боец А. Лозневой (его письмо хранится в фондах ОМПУ):

«Убедительно просим Вас прислать нам Вашу «Малахитовую шкатулку». Нам хочется в минуты перерыва между боями прочитать Вашу книгу еще раз. Не откажите в просьбе. Пришлите книгу, мы с ней пойдем на Берлин». Конечно, просьбу П. П. Бажов выполнил, а солдаты сдержали слово: «Малахитовая шкатулка» побывала даже в Рейхстаге!

Об этом писатель узнал через несколько лет после победы от фронтовика, навестившего его в 1949 году. Знаменитая книга П. П. Бажова прошла по-настоящему боевой путь. В сражении под Варшавой выстрелом из вражеской пушки был смертельно ранен командир танка Моисеев. Осколок снаряда также насквозь прошил «Малахитовую шкатулку», которая находилась в его полевой сумке. После боя приказом по военной части автору сказов было присвоено звание почетного гвардейца.

Много своих книг и писем послал П. П. Бажов на фронт. Сборник сказов пополнился в годы войны целым циклом «Сказов о немцах». «Дорогие товарищи бойцы Карельского фронта, - писал в 1944 г. - Посылаю мою новую книжку «Сказы о немцах» в порядке отчета, что уральские старики не бездельничают в глубоком тылу».

В 1943 году за книгу «Малахитовая шкатулка» автор был удостоен Сталинской премии 2-й степени. В 2013 году «Уральские сказы» вошли в список «100 книг», рекомендованный Министерством образования и науки РФ школьникам для самостоятельного чтения. По мотивам сказов, входящих в сборник «Малахитовая шкатулка», были поставлены художественные и мультипликационные фильмы.

Сами сказы не являются фольклорным материалом. Исследователь В. В. Блажес отметил, что Бажов собирал фольклор как писатель, не записывая того, что должен записывать ученый-фольклорист и не проводя паспортизации (хотя Бажов о паспортизации знал)
 
 
Часть 3. Память о писателе
 
  • В честь П. П. Бажова названы посёлок городского типа Бажово (сейчас входящий в состав города Копейска), улицы в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Кургане, Иркутске и других городах России, Украины и Казахстана (улица Павла Бажова в Усть-Каменогорске).


  • Улица Обсерваторская в Екатеринбурге (тогда – Свердловске) имя П. П. Бажова получила 25 января 1951 года.


  • К 100-летию писателя, 25 февраля 1979 года, на стене углового дома при пересечении улицы П. П. Бажова с проспектом Ленина установили мемориальную доску. Автор В. Егоров. «Выдающемуся уральскому писателю Павлу Петровичу Бажову в честь 100-летия со дня рождения 1979 год». Слева на фоне уральских гор поясной барельеф писателя.


  • В настоящее время в доме П. П. Бажова открыт мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству писателя.


  • В 1920-30-х гг. П.П. Бажов много работал в уральских газетах, редакции которых размещались на улице Карла Либкнехта, 19 (этот дом не сохранился), по улице Вайнера, 12, а с 1934 г. в Доме печати (проспект Ленина, 49).


  • С 1927 г. Павел Петрович был активным членом уральской писательской организации, а с 1940 года руководителем Свердловского отделения Союза советских писателей, которое помещалось в Доме литературы и искусства (улица Пушкина, 12).


  • В центре городской плотины уральскому писателю-большевику на постаменте из красного полированного гранита установлен бронзовый бюст. Памятник воздвигнут 11 марта 1959 г., он выполнен народным художником-скульптором М.Г. Манизером, проект постамента архитектора А.П. Великанова.


  • Другой памятник установлен в сентябре 1961 г. на могиле писателя, на Ивановском кладбище. На серой скале, задумчиво всматриваясь вдаль, сидит замечательный певец Урала. Кажется, что именно сейчас рождается один из чудесных сказов писателя. Таким изобразила П.П. Бажова скульптор А.Ф. Степанова. Фигура писателя рубилась из серого гранита в Мытищах. Архитектурное оформление памятника принадлежит М.Л. Минцу. Архитектурные части изготовлены Сибирским карьером. На гранитной плите надпись: «Бажов Павел Петрович. 1879-1950 гг.» Около памятника поставлена гранитная скамья, вокруг посажены серебристые ели.


  • Именем П.П. Бажова названа также одна из библиотек города.


  • К 120-летию писателя в 1999 году учреждена Премия имени П.П. Бажова, ежегодно вручаемая в Екатеринбурге.


  • Имя писателя носит ежегодный Бажовский фестиваль народного творчества в Челябинской области.

 
 
Часть 4. Сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Сюжеты

«Медной горы хозяйка» (Первое издание в 1936 г.)

Отправившись смотреть покосы, заводской паренёк Степан встретил женщину в необычных одеждах. Присмотревшись, он догадался, что перед ним — Хозяйка Медной горы. Она велела передать приказчику, чтобы тот уходил с Красногорского рудника. Степан выполнил её просьбу и за это поплатился: приказчик его выпорол, заковал в цепи и отправил в забой. Спасла Степана Малахитница. Привела парня в свои владения и вопрос ребром поставила: «Ну, как насчёт женитьбы?» Степан честно признался, что обещал жениться на девушке Настёне. Хозяйка оценила эту прямоту, подарила его невесте малахитовую шкатулку с украшениями и помогла Степану и его невесте получить волю.

«Приказчиковы подошвы» (Первое издание в 1936 г.)

Приказчик Северьян Кондратьич, отличавшийся крайней лютостью, передвигался по посёлку в окружении «обережных», держа в руках плётку. В Медную гору он поначалу не спускался — побаивался Хозяйки. Но как-то рискнул сходить в забой и услышал женский голос: «Гляди, Северьянко, как бы подошвы деткам своим на помин не оставить». Тогда решил он «бабёнку ту поймать». Однако встреча с Хозяйкой закончилась тем, что она превратила приказчика в пустую малахитовую глыбу.

«Сочневы камешки» (Первое издание в 1937 г.)

Ванька Сочень был в конторе «нюхалкой-наушником». Однажды он решил поискать на Красногорке редкие драгоценные камни — медные изумруды. Выскочившая из забоя чёрная кошка с зелёными глазами так напугала Сочня, что он ходил потом и к бабке Колесишке, и к попу. После их советов Ванька опять отправился на рудник и встретил там Хозяйку Медной горы. Разрешила ему Хозяйка насобирать камешков при условии, что он их сразу отнесёт приказчику. Когда Сочень добрался до приказчика и открыл кошелёк, никаких камней там не оказалось.

«Малахитовая шкатулка», в первом издании – «Тятино подаренье» (Первое издание – в 1938 г.)

После смерти Степана у Настасьи, его вдовы, осталась малахитовая шкатулка, которая заменяла их дочери Танюшке игрушки. Однажды в их дом пришла странница и взялась учить девочку рукоделию. А перед уходом подарила маленькую пуговицу, назвав её памяткой. С той поры стала Танюшка мастерицей. Потом их дом сгорел, и семье пришлось продать шкатулку. Когда молодой барин, приехавший на завод, увидел Танюшку, то решил взять её в жёны. Девушка согласилась, но при условии, что он покажет ей царские малахитовые палаты.

«Каменный цветок» (Первое издание – в 1938 г.)

Данила, которого в посёлке звали Недокормышем, был отдан в ученики к мастеру Прокопьичу. Однажды он получил заказ от приказчика: сделать для барина точёную чашу на ножках по особому чертежу. Чаша получалась ровная, гладкая, но Данила был недоволен: «Вот цветок самый что ни на есть плохонький, а глядишь на него — сердце радуется. Ну, а чаша кого обрадует?» Потом он прослышал, что у Малахитницы во владениях есть каменный цветок, и потерял покой.

«Горный мастер» (Первое издание – в 1939 г.)

После того, как Данила-мастер ушёл к Хозяйке, его невеста Катя отправилась жить в избу к приемному отцу жениха. Постепенно она научилась у Прокопьича ремеслу. После смерти старого мастера девушка сама занялась поиском камней. Повстречав однажды Хозяйку, Катя сказала, что хочет вернуть своего Данилу. Малахитница устроила им встречу и поставила Данилу перед выбором: «С ней пойдёшь — всё моё забудешь, здесь останешься — её и людей забыть надо». Данила ответил, что каждую минуту помнит Катю, и вернулся к людям.

«Две ящерки» (Первое издание в 1939 г.)

Рассказчик вспоминает о том, как промышленник Турчанинов ставил Гумёшевский завод. Герой — Андрюха Солёный — не поладил с начальством и был отправлен на каторжные работы. Возможно, парень бы погиб от непосильного труда, если бы не помощь Хозяйки Медной горы, которая, обернувшись ящеркой, вывела его на свободу.

«Синюшкин колодец» (Первое издание в 1939 г.)

Шёл заводской парень Илья через лес и набрёл на колодец. Хотел воды напиться, а из водяного окошка старушонка вышла — бабка Синюшка. С виду — старая, а голос и зубы — как у молодой. Велела она ему прийти ночью, когда месяц полный, пообещав всяких богатств показать. Да только Илье богатства ни к чему — он мечтает увидеть, как Синюшка «красной девкой оборачивается».

«Хрупкая веточка» (Первое издание – в 1940 г.)

У Данилы и Кати родились дети — восемь парней. Третьим был горбатенький Митя. Когда барин увеличил семье оброк вдвое, Митюньку пристроили на ученье к мастеру «по каменной ягоде». Однажды он задумал создать красивую ветку из недорогого камня. Пока он размышлял над материалом и формой, в окошко просунулась не то женская, не то девичья рука — с кольцом на пальце и в зарукавье — и поставила на станок плитку змеевика, а следом — репейный листок с тремя ягодными ветками: черёмуховой, вишнёвой и спелым крыжовником.

«Травяная западёнка» (Первое издание в 1940 г.)

Яшка Зорко, служивший щегарем у турчаниновских, начал присматриваться к Усте — дочери вдовы Шаврихи. Вдова эта, по слухам, знала, где находится открытая покойным мужем ямка с малахитом. Устя замуж за Яшку идти не хотела. Однажды она поведала, что путь к богатству откроется тому, кто будет ходить к берёзе близ Климинского рудника в те ночи, когда травы наливаются. Женский голос подскажет путь к траве-западёнке, под которой начинается дорога к малахиту.

«Огневушка-поскакушка» (Первое издание в 1940 г.)

Восьмилетний Федюнька постоянно находился с работниками из артели. Однажды сидели старатели у костра, вдруг из самой серёдки вынырнула девчонка и пошла плясать. Все смекнули, что это Огневушка-Поскакушка знак дала, что в этом месте можно найти золото. Сигнал, однако, оказался ложным. Не раз после этого Поскакушка водила людей за нос, но однажды в зимний день явилась перед Федюнькой — и стало вдруг тепло, как летом, птицы начали петь. Вручила Огневушка пареньку лопатку и сказала, что она его из лесу выведет и в снегу согреет.

«Таюткино зеркальце» (Первое издание в 1941 г.)

В забое пошла руда со шлифом, и горняки запереживали. Стали говорить, что Хозяйка разбила зеркало, дело идёт к обвалу. Когда Ганя Заря получил приказ идти на рудник, с ним стала проситься дочка Таютка, которая с малых лет в шахту с отцом спускалась. Узнав об этом, горняки поначалу зашумели, а потом решили, что это к лучшему: Хозяйка не позволит, чтобы с ребёнком случилась беда. И действительно, Таютке удалось найти зеркало и отвести от людей несчастье.

«Железковы покрышки» (Первое издание в 1942 г.)

Действие, по словам рассказчика, происходит «после пятого года». Царь в канун большого праздника вызвал француза Фабержея (так в оригинале), который был поставщиком подарков для двора, и приказал преподнести государыне такой подарок, чтоб не было в нём красного цвета. Мастера посоветовали Фабержею изладить изделие из малахита. Тогда поверенный француза поехал в Гумёшки, где ему подсказали, что лучшие камни — у Евлахи Железяки.
 
 
Часть 5. Прототипы и источники сказов Бажова.

Старик Хмелинин = дедушка Слышко.

В Полевском встретился Павел Петрович Бажов с одним из таких горняцких сказителей. Это был Василий Алексеевич Хмелинин.

На Гумёшевском руднике Хмелинин работал с десятилетнего возраста. В девяностых годах, когда его слышал П.Бажов, сказителю было уже за семьдесят лет.

«Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышком седой бороды, но все же чувствовалось, что доживал последние годы, — рассказывает П.Бажов. — Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах».

Караулка В.А.Хмелинина, или дедушки Слышко, как его прозвали ребята за любимое присловье «слышько», находилась на самой Думной горе... Ближе к берегу реки тянулись бесконечные поленницы дров. Тут была так называемая «дровяная площадь», где обычно «стоял» годовой запас дров. Для охраны дров была поставлена на горе будка с колоколом. Здесь-то по вечерам собирались ребятишки слушать дедушку Слышко...

Хмелинин сидит на лавочке, а ребята на лужайке вокруг него. Рассказывал он, как работали их отцы, деды при крепостном праве. Поэтому сказы Хмелинина были устной историей края.

В рассказах Хмелинина действовали девка Азовка, Хозяйка Медной горы, Полоз и его дочери. Легендой стали и «старые люди», «первонасельники», пришедшие на уральскую землю, хозяева ее богатств.

П.Бажов с любовью и уважением вспоминает простого заводского сторожа В.А.Хмелинина, от имени которого писатель начал рассказывать свои чудесные сказы. Это дедушка Слышко.

На просьбу рассказать сказку он неизменно отвечал: «Сказку, говоришь? Сказки — это, друг, про попа да про попадью. Такие тебе слушать рано. А вот еще про курочку-рябушку да золотое яичко, про лису с петухом и протча. Только я это не умею. Кои знал, те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела — это вот помню!.. Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются».

Данила Зверев = Данила-Мастер

В нескольких километрах от Шайтанки - деревня Колташи, родина Данилы Зверева, самого известного горщика Урала и России, ставшего прообразом Данилы-мастера из бажовских сказов.

В середине деревни на небольшой улице Зеленой находится яма, где располагалась усадьба Зверевых, здесь родился Данила, здесь прошла значительная часть его жизни. Как и Данила-мастер, будущий горщик рано лишился родителей, пас коров, отличался мечтательностью, не раз бывал порот из-за недосмотра за стадом.

С детства Данила, как и бажовский герой, был слаб здоровьем, худеньким и маленьким, оттого Зверева соседи называли Легоньким, а героя "Каменного цветка" Недокормышем. Но тот и другой брали свое характером.

Учителем Данилы Зверева по каменному делу стал Самоила Прокопьевич из Южаково, прообраз Прокопьича из бажовского "Каменного цветка".

В Колташах до наших дней сохранились предания и легенды, связанные с Данилой Зверевым. Однажды, после получения оплаты за большой заказ, Данила привез в родную деревню два воза пряников и угощал ими всех односельчан.

Еще сказывают, что где-то в Колташах припрятана шкатулка с дорогими камнями, отобранными Зверевым на черный день. Многие пытались найти те сокровища, но пока никому не подфартило.

Бажов был лично знаком со Зверевым, и описанию необыкновенного жизненного пути Зверева посвящен бажовский сказ "Далевое глядельце".

Не раз выполнял Данила ответственные задания из Петербурга. Именно он подбирал камни и участвовал в изготовлении методом флорентийской мозаики знаменитой карты Франции, которая была представлена на выставке в Париже в эпоху сближения России и Франции перед Первой мировой войной.

Любовь к камню привил Данила и своим сыновьям. Уже в советские годы они подбирали самоцветы для изготовления звезд Московского Кремля, для гигантской карты индустриализации СССР, самой дорогой карты в мире, говорят, что консультировал Данила Кондратьевич специалистов при подборе камня для Мавзолея В.И. Ленина.

Сегодня одна из улиц Екатеринбурга носит имя знаменитого колташинского горщика.

Сразу за Колташами, справа, камень Ежик, небольшой по размерам, сильно напоминающий маленького зверька, пьющего воду (правда, чтобы рассмотреть его, нужно перейти на противоположный берег реки, сделав километровый крюк). Это любимое место отдыха маленького Данилки.

Здесь же в реку Реж впадает речушка Положиха, где уже взрослый Зверев намыл десятки самых дорогих самоцветов, редко встречающихся на Урале: алмазов, рубинов, сапфиров. Один из зверевских алмазов попал к нижнетагильскому коллекционеру, о нем оставил запись Д.Н. Мамин-Сибиряк: "Я видел этот колташовский алмаз и говорю как очевидец". За Положихой, на лесистом берегу Режа, можно обнаружить полузасыпанные копи, где Данила и другие горщики нашли множество замечательных камней.

*   *   *

Мифологические персонажи сказов делятся на антропоморфных и зооморфных.
Весьма образны персонификации природных сил:

Хозяйка медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстаёт перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломлённый народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.

Великий Полоз — ответственен за золото («он тут всему золоту полный хозяин»). Его фигура создавалась Бажовым на основе поверий древних хантов, манси и башкир, уральских легенд и примет горщиков и рудознатцев. Ср. мифологический змей. Фигурируют также многочисленные дочери Полоза — Змеёвки или Медяницы. Одна из них — Золотой Волос — выведена в одноимённом сказе.

Бабка Синюшка — персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой». «Сживи Синюшку с места, и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев». Перед «гораздыми да удалыми» бабка Синюшка «красной девкой оборачивается»: именно такой её видит Илья — герой сказа «Синюшкин колодец».

Огневушка-поскакушка, «девчоночка махонькая», танцующая над месторождением золота (связь между огнём и золотом) — персонаж, в основе которого лежит образ Золотой Бабы, божества вогуличей (манси).

Серебряное копытце — волшебный «козёл», у которого на одной ноге серебряное копыто, там, где он этим копытом топнет — появится драгоценный камень.

Голубая змейка — волшебная маленькая змейка, персонификация самородного золота: «Когда она этак-то бежит, вправо от неё золотая струя сыплется, а влево чёрная-пречёрная… Наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла».

Земляная кошка — персонаж сказа «Кошачьи уши», персонификация сернистого газа: по словам автора, «образ Земляной кошки возник в горняцких сказах опять-таки в связи с природными явлениями. Сернистый огонёк появляется там, где выходит сернистый газ. Он… имеет широкое основание и поэтому напоминает ушко».
 
 
Часть 6. Рекомендуемая литература и электронные ресурсы

  • Бажов П. П. Сочинения в трёх томах. — М.: Правда, 1976.
  • Бажова-Гайдар А. П. Глазами дочери. — М.: Советская Россия, 1978.
  • Батин М. А. Павел Бажов. — М.: Современник, 1976.
  • Блажес В. В. П. П. Бажов и рабочий фольклор. Учебное пособие по спецкурсу для студентов филологического факультета.- Свердловск: Изд-во Уральского государственного ун-та, 1982. — С. 28, 43. Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/21277/1/blazhes-1982.pdf
  • Бобрихин А. А. Вклад П. П. Бажова в формирование уральской идентичности // Новое слово в науке: перспективы развития. — 2015. — № 2 (4).
  • Воронина В. К вопросу об исследовании и анализе архетипа Хозяйки Медной горы из сказов П.П. Бажова. Режим доступа: http://samlib.ru/w/woronina_w/arhetiphozyalkimednojgori.shtml
  • Гельгардт Р. Р. Стиль сказов Бажова: очерки. Пермское книжное издательство, 1958.
  • Жердев Д. Поэтика сказов Бажова. Режим доступа: http://mith.ru/alb/lib/bazov/mim2_1.htm
  • Иванов А. В. Угорский архетип в демонологии сказов Бажова // журнал «Филолог» / Пермский государственный педагогический университет. — 2004. — Вып. 5. Режим доступа: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_5_90.
  • История изданий «Малахитовой шкатулки» с иллюстрациями на сайте проекта ОМПУ http://kniga.ompural.ru/content.php?main=kniga_life&id=100003
  • Липовецкий М. Н. Зловещее в сказах Бажова // Quaestio Rossica. — 2014. — № 2. Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/27732/1/qr_2_2014_14.pdf
  • Павел Бажов. Воспоминания о писателе. — М.: Советский писатель, 1961.
  • Павел Петрович Бажов в воспоминаниях / Сост. К. В. Боголюбов и С. Н. Самсонов. — Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1953.
  • Память о П.П. Бажове на сайте проета ОМПУ http://kniga.ompural.ru/index.php?main=lit_eburg_map&id=
  • Швабауэр Н. А. К проблеме типологии фантастических персонажей рабочего фольклора Германии и Урало-Сибирского региона // Культура индустриального Урала (XVIII—XX вв.): Сборник статей. — Екатеринбург: Демидовский институт, 2010.

 
 
© 2012—2019 «Урал для школы» — официальный сайт
АНО ИМЦ «Единая промышленная карта»
ООО "Образовательные экспедиции "Урал для школы"
АНОДО "ЛингваНова" Лицензия №3765 от 03.08.2011 года. Серия 66 №001347
 
О проекте
Инструкции и помощь
Политика конфиденциальности
Правка
(alertTxt+)
OK
(alertTxt+)
 
Да
 
Отмена